О крестном ходе
Великорецкий крестный ход — крупнейший крестный ход в России. Проходит в Кировской области в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, ежегодно, с 3 по 8 июня. Ход проходит по маршруту: Киров — село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области — Киров. Протяжённость — 150 км. Ночлеги проходят в полевых условиях по открытым небом. Ход собирает десятки тысяч паломников из России и стран СНГ и является одним из самых многочисленных в православном мире.
Явление иконы святителя Николая Чудотворца – символа Великорецкого крестного хода
Появление традиции крестного хода связано с обретением на берегу реки Великой образа Николая Чудотворца. Как говорит предание, житель деревни Крутицы, Семен Агалаков проходя близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, но не осмелился подойти к загадочному месту и пошел дальше. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние света, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался сквозь лес и увидел у небольшого источника образ святителя Николая.
Первое чудо от обретения иконы произошло там же на реке Великой, когда приложившись к чудотворному образу исцелился крестьянин, который не мог ходить. Об этом узнали жители ближайших деревень, и стали стремиться побывать на святом месте. С этого времени берет свое начало и почитание места появления иконы.
Вскоре на берегу реки Великой, была построена деревянная часовня, которая и стала местом паломничества. Позднее деревянную часовню заменили на белокаменную. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился образ от страха, стал источником исцеления страждущих и скорбящих.
Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края, тогда она называлась – Хлынов. Спустя некоторое время по соборному решению духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Перенося икону в Хлынов, его жители дали обещание ежегодно возвращать икону святителя Николая на берег реки Великой к месту ее обретения. Так и был заложен Великорецкий крестный ход, ставший одной из древнейших традиций Вятского края. Образ Николая Чудотворца был принесен в Хлынов и торжественно установлен в главном храме города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором.
История крестного хода
Крестный ход известен с начала XV века. В то время длительные пешеходные переходы в Вятском крае, населенном языческими племенами, были довольно опасными, поэтому на большие расстояния люди чаще всего передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах. И лишь в 1778 году Вятский епископ Лаврентий издал указ об учреждении сухопутного пути крестного хода. С того времени маршрут больше не изменялся. Из города Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. Крестный ход проходил по старинным Вятским: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода по селам и деревням было целым событием в жизни их жителей села. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания.
В XIX веке свои впечатления о крестном ходе, описал писатель М.Е. Салтыков-Щедрин: «Соборная площадь кипит народом, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась, и вся как один человек, встала. Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву. Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».
В начале двадцатого века в проводах иконы из Вятки стал принимать участие военный оркестр. «После литургии, накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей, с церковным пением и звуками военной музыки «Коль славен наш Господь» направляется к набережной реки», — рассказывает А. Вознесенский. Крестный ход никого не оставлял безучастным, начало хода представляло грандиозное и торжественное событие, в котором принимало участие и духовенство, и чиновники, и военные, гимназисты и крестьяне.
Крестный ход в Советское время
До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, от него же и начинался крестный ход. В 1935 году, после сноса кафедрального собора икона святителя Николая исчезла.
Исчезновение иконы привело к прекращению крестного хода. Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления иконы и несли с собой иконки святителя Николая. В это же время Советская власть, начала пропаганду против Церкви и запреты на религиозные символы и традиции. Многие священнослужители и просто верующие были репресированы. Люди, совершавшие паломничество на реку Великую арестовывались и расстреливались.
С началом Великой Отечественной войны массовые репрессии прекратились, и паломничество на Великую продолжалось. Следующая волна антирелигиозной борьбы произошла во время руководства страной Н.С.Хрущевым. Снова стали закрывать храмы, начались преследования верующих. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для предотвращения паломничества устанавливались милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, вывозить как можно дальше от святого места. По словам писателя Владимира Крупина, в 1962 году шло всего тридцать человек. Остальные паломники в разное время пробирались по два – три человека лесными тропами, чтобы их не заметили.
Возрождение крестного хода началось в 1989 году, когда запрет на паломничество был отменён. С 1989 по 1993 год крестный ход разрешали совершать только от ближайшего села Чудинова (всего 10 км). С 1993 года крестный ход стали совершать по историческому маршруту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.
Великорецкий Крестный ход в настоящее время
В 2000 году к 600-летию Кирова решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий крестный ход получил статус Всероссийского. В 2008 году в нём участвовало около 30 тысяч паломников – богомольцев (что превысило дореволюционный максимум — 27 тысяч) и был утверждён Устав крестного хода. Согласно Уставу, современный Великорецкий крестный ход совершается в период с 3 июня (21 мая старого стиля) по 8 июня (26 мая старого стиля) таким образом, что главные мероприятия в селе Великорецком проходят 6 июня (24 мая старого стиля) в праздник Великорецкой иконы.
В 2010 году число паломников, участвовавших в Великорецком крестном ходе, превысило 25 тысяч человек, а в день праздника в Великорецком собралось около 60 тысяч богомольцев.
В 2012 году, по некоторым подсчётам, число паломников составило 32 000 человек (это при том, что население Юрьянского района, по которому проходит ход составляет 21 000 человек).
В 2014 году из Кирова в Великорецкое вышла колонна численностью 33 000 человек, в торжествах на реке Великой приняли участие 67 000 человек.
В 2017 году впервые за 6-вековую историю в Великорецком крестном ходе принял участие глава Русской православной церкви, Патриарх Кирилл. Предстоятель возглавил божественную литургию, посвященную чудесному обретению иконы Николая Чудотворца и освятил воду в источнике.
Многие участники паломничества стараются приобрести на память изделия
традиционных Вятских промыслов. Произведения которых наполнены духовностью и любовью к родному краю.